“Схемы аварийного освещения должны включать источник аварийного питания. Переключатели в системах аварийного освещения коммутируют две цепи. Источников основного и “АВР” питания. При этом для вкл. и выкл. источника света не должно отличаться независимо от режима работы систем освещения“.
Содержание: 1. Разные источники освещения. 2. Основное и аварийное. 3. Основной и аварийный режим. 4. Схемы подключения "АВР".
Использование разных источников освещения, основного и аварийного
Схемы этого класса используются, при проектировании аварий. освещ. небольшой мощности. Использование независимых источников освещ. Для основного и аварийного режимов позволяют дополнить существующую систему без ее изменения. На Рис.№111. Изображена схема аварий. освещ. использующая независимый и основной источник. Отдельные лампы для основного и аварий. режима.
Эта схема содержит: лампы накаливания (Л1 – основная, Л2 – аварийная). Контакты реле (Kl, К2). Предохранители (Пр1, Пр2). Выпрямитель (В1) и аккумуляторную батарею (АБ).
В основном режиме включ. лампа Л1 через замкнутый контакт реле К1 от сети. Аккумуляторная батарея подключена к выпрямителю В1 и находится в режиме постоянного подзаряда.
При отключении напряжения сети. Автоматически замыкаются контакты К2. И напряжение подается на лампу Л2 от аккумулят-й батареи.
При монтаже независимых источников освещения. Прокладываются две линии питания. К основному и резервному источнику освещения. Для основного источника света используются лампы любых типов. Для аварий. режима, как правило, используются ЛН меньшей мощности. Чем лампы основного освещения.
Использование одного источника освещения для основного и аварийного
В случаях, когда в качестве источников освещен. используются только ЛН. а в аварий. режиме освещенность должна оставаться неизменной - используют один источник в качестве основного и аварийного. Такие системы обеспечивают переход от обычного режима к аварийному без мигания ламп. Схема аварий. освещен. использующая один источник для основного и аварийного режимов питания только ЛН. Рис.№112.
Схема аварийного освещения. Рис.№112. Использующая один источник для основного и аварийного режимов питания только ЛН.
Схема содержит: ЛН (Л1 – основная и аварийная). Контакты реле (К1, К2). Предохранитель (Пр1). Выпрямитель (В1) и аккумуляторную батарею (АБ).
Питание лампы Л1, в нормальном режиме, осуществляется от сети через контакты К 1.1 и К 1.2. Выпрямитель В1 постоянно подключен к сети переменного тока и поддерживает аккумулятор в режиме постоянного подзаряда. При отключ. сетевого напряжения размыкаются контакты К1.1 и К1.2. А замыкаются К2.1 и К2.2. Питание лампы Л1 осуществляется от АБ. При этом напряжение АБ выбирается приблизительно равным действующему значению напряжения в сети, как правило, 220 В.
Преимуществом такой схемы является отсутствие дополнительных ламп и, как следствие, при аварийном режиме освещенность остается неизменной. Что особенно важно, например, в операционных.
Использование одного источника освещения для основного и аварийного режима
Этот класс систем аварий. освещения обеспечивает неизменные условия питания источников освещения. Лампы независимо от режима питаются переменным напряжением. Схема включения ламп обеспечивает стабилизацию переменного напряжения в случае выбросов и провалов напряжения. Схема аварий. освещения использующая один источник. Для основного и аварийного режимов и лампы всех типов. Рис.№113.
Схема содержит: ЛН (Л1 – основная и аварийная). Контакты реле (К1, К2). Предохранитель (Пр1). Выпрямитель (В1). Аккумуляторную батарею (АБ) и инвертор (И1).
Схема отличается от предыдущей наличием инвертора, преобразующего заряд аккумуляторной батареи в переменный ток. В условиях нестабильного напряжения сети питание лампы Л1 осуществляется от сети через выпрямитель и инвертор. Благодаря такому включению исключается мигание и преждевременный выход ламп из строя.
Отдельную группу этого класса составляют системы, в составе которых имеется устройство автоматич. включ. резерва (АВР). Схема АВ содержащая устройство автоматич. включ. резерва. Рис. №114.
Схемы подключения аварийного освещения
Схема содержит три ввода напряжения – “Сеть 1”, “Сеть 2”, “Сеть 3”, автоматич. токовые выключатели F1 – F9, управляемые контакты КМ1 – КМЗ, реле контроля сетевого напряжения UR1, UR2, основную шину питания Ш1, аварийную шину питания Ш2.
При наличии напряжения на вводе “Сеть 1” напряжение питания подается через замкнутые контакты КМ1 и автоматический выключатель F1 на шину Ш1. После отключения напряжения на вводе “Сеть 1” размыкаются контакты КМ1 и замыкаются КМ2. Таким образом, источники освещения, подключенные к Ш1, получают питание от ввода “Сеть 2”.
При отсутствии напряжения на обоих вводах "Сеть 1" и "Сеть 2" вырабатывается сигнал на запуск дизель - эл.станции (ДЭС) и замыкается контакт КМЗ. Шина Ш1 питается от ввода "Сеть 3". Напряжение на вводах контролируется с помощью реле UR1, UR2, которые отслеживают не только его абсолютное значение, а и динамику изменения во времени (частые провалы и выбросы напряжения). Последнее исключает частые переключения и, как следствие, мигание освещения.
Схемы аварийного освещения
Осветительные приборы подключаются к шине Ш1 через АВ зашиты F4 – F6, а к шине Ш2 через автоматы F7 – F9, а Ш2 подключается к шине Ш1 через контакты КМ4. При переходе питания на ДЭС часть осветительных приборов автоматически отключается контакт КМ4. В качестве источника “Сеть 2” может использоваться отдельная фаза эл.сети. Либо отдельная система эл.питания, например, инвертор, преобразующий заряд АБ в переменное напряжение. Подобные системы проектируются и монтируются для освещения стадионов.
Несомненным преимуществом систем аварий. освещ. Такого класса является защита источников света от нестабильности сетевого напряжения. Прогнозируемая надежность резервирования.
Рассмотренные системы аварий. освещ. обеспечивают все случаи резервирования освещен. на практике. Дополнительно отметим, что одновременно следует позаботиться об аварий. питании оборудования, неработоспо-ть которого приведет к значительным издержкам или угрозе человеческой жизни.
Выбор и проектирование конкретной схемы следует осуществлять на основании анализа условий эксплуатации, времени резервирования и мощности потребителей энергии. При проектировании следует дополнительно учитывать способ монтажа линий эл.передачи - кабельный или ВЛ.
Схемы аварийного освещения
Преимущества кабельных сетей состоят в том, что они менее подвержены обрывам. Которые чаще происходят в воздушных сетях ВЛ, например при транспор-ке грузов. Падении деревьев, др. Недостаток, большее время устранения обрывов сети, которые нередко происходят при земляных работах. Преимуществом ВЛ является малое время обнаружения и устранения обрывов сети.
Все без исключения устройства аварий. освещ. содержат АБ и преобразователи. Опыт показывает, что прогнозируемую надежность, в течение длительного срока эксплуатации, обеспечивают герметизированные необслуживаемые батареи.
Системы эл.питания аварий. освещ. имеют модульную конструкцию и исполняются в настенных и напольных конструкциях. Модули содержат полупровод-е преобразов-е устройства, обеспечивающие коэффициент преобраз-я заряда аккумуляторов более 90%. Модульное исполнение позволяет реализовать перестраиваемые варианты конфигурации систем и обеспечить прогнозируемую степень надежности.
Системы эл.питания оснащаются устройствами сигнализации и контроля основных функций. (диагностика состояния АБ и работоспособности системы), оборудуются дистанционным управлением.
Главное изображение с сайта:Pixabay
источник:“электротехническая литература, справочные материалы “.
Вернуться на главную страницу